Работа с одарёнными детьми и детьми,
имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности МКОУ СОШ №2 г.Дигоры
Непобедимым быть можешь, ежели не вступишь ни в какой бой, в котором победа не от тебя зависит. Эпиктет
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого потенциала возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Работа с одаренными детьми в школе продолжает оставаться одним из приоритетных направлений.
Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Учителю в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своего предмета, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы - создать условия для развития каждого ребенка, в том числе и для развития одаренных детей. Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?
- Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
- В школе должны быть свои традиции.
- Школа должна давать современное образование.
- В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе образования. Выявление способных детей в нашем учреждении начинается с момента поступления ребенка в школу. Диагностическая работа, психологическое сопровождение детей, вовлечение ребят в различные интеллектуальные, творческие, спортивные мероприятия позволяют вовремя выявить мотивированных детей и спланировать дальнейшую работу по развитию этих способностей.
Учитывая, что за последние годы сложилась система работы с одаренными детьми (конкурсы, предметные олимпиады, проекты, научные общества учащихся, выставки), а также созданы определенные условия для личностно ориентированного образования, администрация и учителя школы предприняли усилия для создания собственной системы работы с одаренными детьми.
Так, для организации целенаправленной работы, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, в школе составлен план по работе с одаренными детьми и ведется база данных. Основными направлениями которых являются следующие: интеллектуальное, спортивное и художественно – творческое. Работа с одаренными детьми в нашем ОУ ведется через : участие в предметных олимпиадах различных уровней, предметных неделях, конкурсах, проектной, исследовательской деятельности.
Творчество детей невозможно без творчества учителей. Учителя нашей школы работают над формированием таких ключевых компетенций обучающихся, без которых современный человек не сумеет сориентироваться ни в общественной жизни, ни в постоянно растущем информационном пространстве.
Работа с одаренными детьми и обучаемыми, позитивно мотивированными на учебу, традиционно ведется по всем предметам. Педагоги используют индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентируют школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения информации. Индивидуальная, групповая работа предполагает практические задания, проектную деятельность, работу с дополнительным материалом, решение исследовательских задач по математике, химии, физике, биологии, географии.
По русскому языку, литературе большое внимание уделяется развитию творческих способностей, выполнение творческих заданий (написание сочинений, самостоятельное чтение не предусмотренные программным материалом, произведений с последующим обсуждением). Подготовка и участие в конкурсах выразительного художественного чтения.
Проще говоря, учителя школы ставят перед собой задачу научить выпускника необходимым ему умениям самому выстраивать свою жизненную модель, добывать новые знания, использовать их, беречь свою жизнь и здоровье, владеть современными информационно-коммуникационными технологиями.
Учителя школы выбирают такие формы обучения, при которых гибко и вариативно используются разнообразные приемы, методы обучения, не характерные для традиционного урока. Широко используются аудио, видео и компьютерная техника.
Участие в конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Пегас», «Британский бульдог», «КИТ» формирует определенные навыки и умения отвечать на вопросы, увеличивает объем знаний и расширяет кругозор.
Вся работа с одаренными детьми проводится на уроке и во внеурочное время. Учителя школы считают, что подготовка и участие в конкурсах, олимпиадах формирует компетенции устного общения, владение письменной речью, способность брать на себя ответственность, умение участвовать в совместном принятии решений и т.д. В нашей школе становится нормой урок, во время которого учитель использует специальные компьютерные устройства, интерактивную доску, проводит интерактивные экскурсии, показывает отобранные видеоматериалы. Сегодня учителя переходят от использования готовых медиапродуктов к созданию своих различных учебных пособий, творческих презентаций, информационных материалов для уроков и внеклассной работы.
Показательной является оценка учащимися результативности инновационных процессов, разворачивающихся в школе, оценка изменений в образовании, по мнению школьников. В качестве наиболее выраженных изменений можно выделить расширение участия школьников в олимпиадах, конкурсах и проектах разного уровня и проектную деятельность как форму самообразования, новые формы оценивания учебных достижений учащихся, участие в исследовательской деятельности.
План работы с одаренными детьми.
В центре внимания педагогического коллектива школы - выявление и развитие индивидуальных способностей каждого ученика, создание благоприятных условий для самореализации личности школьника, выбора собственного пути развития, отвечающего его интересам, склонностям и формирующийся профессиональной ориентации, получение соответственно наклонностям более высокого образовательного уровня по отдельным предметам.
Стартовой площадкой, призванной формировать потребность самоизменения личности является начальная школа. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных детей и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы. Школа работает с одаренными детьми по направлениям представленным в виде диаграммы.
Работая с учителями, классными руководителями и учащимися в школе был создан следующий банк данных по одаренным детям.
- Предметно – академическая одаренность
- Проектно – исследовательская одаренность
- Участие в олимпиадах
- Спортивная одаренность
- Литературно – поэтическая одаренность.
- Музыкально-хореографическая одаренность
-
Изобразительная и творческая одаренность